Техническое обслуживание системы охлаждения для тяжело нагруженных двигателей

Существует множество проблем и причин отказов при обслуживании систем охлаждения. Большинство таких проблем возникают в связи с неправильными знаниями и опытом технического обслуживания систем охлаждения. Приведённая ниже информация обращена к тем областям, где возникают эти проблемы, корректирует неверную информацию, полученную ранее, и описывает правильное техническое обслуживание. Таблица ниже описывает 6 наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются сегодня. Вместе с информацией о проблеме, в таблице содержится информация о том, как она возникла, как это повлияло на ваш двигатель, и – самое важное – как предотвратить её.

 

 

ПРОБЛЕМА КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ЧТО ЭТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
Ржавчина* Окисление внутри системы. Засорение системы. Вызывает ускоренный износ. Ингибиторы высококачественных пакетов присадок для охлаждающей жидкости предотвращают процессы окисления и образование ржавчины.
Накипь (Жёсткость воды) Присутствие в водопроводной воде солей минералов, особенно таких как кальций и магний. Эти минералы могут затвердевать и приклеиваться к горячим металлическим поверхностям. 1. Засоряет ходы в системе. Отложения в местах, где присутствуют высокие температуры, снижают коэффициент теплопередачи, создавая «горячие точки». Это приводит к неравномерному расширению металла, истиранию, образованию задиров, ускоренному износу, и, в конце концов, растрескиванию головки или блоков. Пакет присадок охлаждающей жидкости поддерживает минеральные соли во взвешенном состоянии, так что они не оседают на металлических поверхностях двигателя и не засоряют каналы в системе.
Кислотность (pH) Антифриз на основе этиленгликоля реагирует с кислородом в воздухе и формирует кислоту. Утечка в результате ослабления уплотнения у задней головки или любая другая утечка может позволить серной кислоте, образовавшейся в результате сжигания топлива, попасть в систему охлаждения. Коррозию железа, стали и алюминия. Качественный пакет присадок нейтрализует кислоты и предотвращает коррозию. pH охлаждающей жидкости должен поддерживаться между 8.5 и 10.5.
Гильза цилиндра, изъеденная точечной коррозией Постоянная вибрация гильзы цилиндра вызывает формирование на её поверхности кратковременного вакуума. Охлаждающая жидкость закипает, и пузырьки воздуха взрываются рядом с поверхностью гильзы, повреждая её. Вызывает точечные повреждения, которые с течением времени распространяются по всей гильзу, и позволяют охлаждающей жидкости попадать в камеру сгорания или картер. Пакет присадок покрывает гильзу тонкой плёнкой для защиты от эрозий без ухудшения характеристик теплопередачи.
Пена Пена – Аэрация охлаждающей жидкости – возникает в результате попадания воздуха в систему. Усугубляет проблему кавитационной эрозии, в частности в области рабочего колеса водяного насоса. Качественный пакет присадок содержит антипенные агенты для предотвращения формирования пузырьков воздуха. Такие антипенные агенты эффективны при любых температурах даже во время запуска.
Рабочее колесо водяного насоса, изъеденное точечной коррозией Количество жидкости, протекающей в единицу времени и турбулентный поток высоки на лопасти крыльчатки. Это вызывает кавитацию. Кроме того, существует возможность того, что в системе есть абразивные частицы. Вызывает потерю эффективности работы насоса и полный отказ насоса. Пакет присадок защищает рабочее колесо от кавитационной эрозии, фильтр задерживает абразивные частицы, снижая абразивный износ компонентов системы охлаждения.

*Обратите внимание, что ржавчина может образоваться даже в химически защищённой системе, когда в охлаждающую жидкость попадает масло. Если вы заметили ржавчину, необходимо проверить масляный радиатор на возможные утечки.

НАЧНИТЕ ПРАВИЛЬНО

Перед заменой охлаждающей жидкости, система должна быть тщательно промыта от любого загрязнения. В чистой системе не должно быть никаких твёрдых и жидких загрязнителей, включая масло.

ОБРАБОТАЙТЕ ВОДУ

Надлежащее техническое обслуживание системы охлаждения требует правильного качества воды. Любая вода сама по себе является коррозионной, однако вода с высоким содержанием минералов не подходит для использования. Должна использоваться настолько мягкая водопроводная вода, насколько это возможно. Не следует использовать водопроводную воду, которая была смягчена любыми солями или хлоридами. Большинство производителей двигателей имеют спецификации для воды, которую следует использовать в их двигателях. Таблица ниже описывает некоторые из этих спецификаций.

Caterpillar Cummins Detroit
Жёсткость 100 ppm 300 ppm 170 ppm
Хлориды 50 ppm 100 ppm 40 ppm
Сульфаты 50 ppm 100 ppm 100 ppm
Общее содержание твёрдых растворённых в-в 250 ppm 500 ppm 340 ppm

АНТИФРИЗ

Антифриз, на основе этиленгликоля, пропиленгликоля или удлинённого срока службы, должны использоваться в системе охлаждения круглогодично. Гликоли в антифризе обеспечивают защиту от замерзания. Они также обеспечивают стабильную среду для прокладок и уплотнений. Эти же самые уплотнения будут сжиматься в обычной воде, и может возникнуть утечка.

Большинство проблем, которые сейчас возникают в системе охлаждения, возникают в связи с проблемами, возникающими с антифризом. Одна из самых разрекламированных проблем – это гелирование/выпадение в осадок силикатов. Начиная с ранних 1980-х, частота возникновения проблем, связанных с гелированием силикатов, резко повысилась. Две главные причины проблем – это:

  1. Антифризы с высоким содержанием силикатов.
  2. Избыточная концентрация антифриза и/или Пакета присадок охлаждающей жидкости.

Все антифризы, использующиеся сегодня в тяжело нагруженных двигателях, как минимум должны соответствовать спецификациям GM 6038M или ASTM D-4985 для содержания силикатов. Концентрация антифриза должна поддерживаться между 40% и 60% (40% антифриза и 60% воды до 60% антифриза и 40% воды). Смесь 50% / 50% идеальна для использования.

Другая проблема, вызванная избыточной концентрацией – протечки водяного насоса. В ходе исследований компании Cummins Engine, было установлено, что 54% отказов водяных насосов было вызвано чрезмерной концентрацией. 78% от общего числа исследованных насосов показали избыточную концентрацию независимо от причины отказа.

ПРИСАДКИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Использование надлежащего количества высококачественных присадок охлаждающей жидкости – очень критичный фактор в предотвращении проблемы, упомянутой в таблице на предыдущей странице. Если Вы используете антифризы соответствующие ASTM — D4985, то при заполнении чистой системы свежим антифризом и водой заново, требуется использование дополнительного пакета присадок SCA. Эти присадки содержат много ингибиторов, которые не содержатся в обычных антифризах, или присутствуют в антифризах, но на очень низком уровне концентрации (неприемлемых для защиты двигателя).

При предварительном добавлении присадок, убедитесь, что используете правильный фильтр с присадками, подходящий для вашей системы или 4 унции (120 мл) жидких присадок на галлон (3.8 л) охлаждающей жидксти. (Требование 4 унции.(120 мл.) на галлон основано на большинстве наиболее часто используемых присадках). В любом случае будьте уверены, что следуете спецификациям производителя присадок.

Вы можете избежать процесса с добавлением SCA, если будете использовать антифризы соответствующие ASTM – D6210, которые уже содержат нужное количество присадок SCA.

СЕРВИС

В ходе защиты металлических поверхностей, контактирующих с охлаждающей жидкостью, пакет присадок истощается. Эти присадки необходимо пополнять с помощью фильтров, содержащих присадки или жидких присадок в указанные интервалы технического обслуживания для поддержания надлежащего уровня концентрации.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СЛИВ И ПРОМЫВАНИЕ

Антифриз разрушается на коррозионные кислоты в ходе прохождения температурных циклов в системе охлаждения. Охлаждающая жидкость также может загрязняться грязью, маслом, продуктами сгорания и истощёнными ингибиторами. В то время, как высококачественный фильтр будет удалять твёрдые загрязнители, он не будет удалять масло или продукты сгорания. По мере разрушения антифриза, все производители двигателей рекомендуют периодический слив и промывание системы. Caterpillar и Detroit Diesel рекомендуют при обслуживании систем охлаждения сливать антифриз и промывать систему ежегодно в то время как Cummins и Mack рекомендуют это делать максимум раз в два года.

Сегодня на рынке существует множество специализированных продуктов, которые могут помочь вам разработать качественную программу техническогообслуживания системы охлаждения. Концентрация антифриза – ключевой фактор, который может привести к гелированию силикатов и протечкам водяного насоса. Рекомендуемый диапазон 40-60%, основываясь на температуре окружающей среды. Использование рефрактометра или гидрометра поможет правильно поддерживать концентрацию гликолей.

Антифриз Fleet Charge производства Old World Industries создан специально для работы в тяжело нагруженных двигателях. Он соответствует ASTM – D6210 и уже «заряжен» антикавитационными присадками SCA. При техническом обслуживании систем охлаждения, для поддержания необходимого количества присадок SCA в этом антифризе Old World Industries создала программу по обслуживанию, включающую фильтры Fleet Charge, жидкие присадки Fleet Charge 3000 Cooling System и тест полоски Fleet Charge.